про Полную Функцию Управления:
для начала напомню ее составляющие:
1) Опознавание фактора среды (выявление проблемы)
2) Закрепления навыков выявления фактора на будущее (или формирование стереотипов выявления проблемы)
3) Формирование целей в отношении выявленной проблемы
4) Определение концепции решения проблемы (Т.е конкретного СПОСОБА решения проблемы, отвечающего на вопрос КАК решать...)
5) Формирование структур для решения проблемы
6) Надзор и контроль за исполнением структурами поставленных задач
7) Поддержание структур в рабочем состоянии до их следующего применения , их модернизация или наоборот ликвидация в случае бесполезности.
Рассмотрим банальнейший пример:
В комнате жутко завоняло!!! Нам стало плохо от этого, данный фактор (ВОНЬ) нас давит.
1)
Выявляем , а что так воняет (переполненное мусорное ведро, не смытое гавно в туалете, протухшее мясо в холодильнике , сгнившие овощи в лоджии или что - то еще). Определяем, что воняет не вынесенный мусор.
2)
Запоминаем, что если это мусор то он воняет ТАКТ - ТО а не иначе чтоб впреть быстро понимать, что воняет.
3)
Формируем вектор целей в отношении мусора (объекта) - ВЫКИНУТЬ НАФИГ!!! и сменить мусорный мешок в ведре.
4)
Определяемся с способом выноса мусора (концепция выноса мусора).
А)
По - человечески: можно просто тихо и мирно вынести его самому или спокойно попросить своих сделать это.
Б)
По - библейски: НАОРАТЬ своим детям: "Ей вы спиногрызы, если вы сейчас не вынесете этот мусор, я вам РЕМНЯ ПО ЖОПЕ ДАМ!!!"
5)
Создание структуры:
А)
По - человечески: ну в данном примене надо просто ВЫРАБОТАТЬ привычку самому почаще заглядывать в мусорное ведро, чтобы заблаговременно выбрасывать мусор
Б)
По - библейски: Сформировать ПРИКАЗ - УСТРАШЕНИЕ для детей что если те не вынесут мусор то получат по жопе. Рапределение обязанностей: старший выбрасывает, младший меняет пакет.
6)
Контроль за исполнением:
А) просто знать что мусор уже выброшен, иногда спрашивая остальных о состоянии мусорного ведра
Б) Строгая отчетность детей перед выброшенным мусором.
7)
Ликвидация структуры? Ну типа в доме починили мусоропровод и теперь мусорное ведро просто выставили в коридор и уборщица сама выбрасывает мусор => вследствие этого структуру можно ликвидировать.
Пример СЛОЖНЕЕ:
Вы директор компании по производству и продажи автомобилей. Перед вами проблема - спад покупок вашей продукции за последний год вдвое.
1)
Выявляете причину спада покупок. Дело это тоже не из простых , ведь причин может быть множество.
а) ваша продукция морально устаревает
б) может быть новые кадры не справляются с технической сборкой автомобилей, поэтому идет БРАК.
в) или возможно компании - противники временно сговорились снижать цены на свои конкурентные к вам машины и тем самым привлекли рынок к своей продукции
г) а может просто один из менеджеров - раздалбаев что - то напутал в отчете и как - то не учел половину продаж.
В зависимости от того что является истинной первопричиной (А Б В или Г) уже идет дальнейшее принятие решений
2)
Закреплене стереотипа восприятия данной проблемы, если:
А)
устаревает продукция - тогда признаком является РЕАЛЬНОЕ изменение статистики спросов населения на те или иные виды (марки) машин. Уже ясно что изменение такой статистики определяет спрос на ваши машины.
Б)
Если БРАК, то при прочих равных условиях, были СЕРЬЕЗНЫЕ отклонения от технологических норм к примеру в цехе по сборке и комплектации двигателей, а ваш ЗАМ по сборке двигателей , ШКЕРИТСЯ и молчит.
В)
Если конкуренты постарались в ценовой политике то при прочих равных условиях, все понятно, просто отслеживаете ИЗМЕНЕНИЕ стоимости автомобилей конкурентных компаний за этот год - два.
Г)
Если же офисные крысы заснули и потеряли часть информации и при прочих равных условиях, тогда это должно выявиться во внутреннем документообороте, как одно из внутренних нарушений об скажем квартальной отчетности об объемах купли - продажи.
При прочих равных условиях - одно из ключевых фраз, применительно к каждому из вариантоа А, Б, В, или Г означает, что если мы рассматриваем скажем Б, то все осталные (А,В и Г) никакого влияния не оказывают, т.е. если скажем только вариант Б (брак), то возможность реального изменения статистики спросов на автомобили НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ (нет А) и не учитывается ценовая политика конкурентов (нет В) и раздолбайство менеджеров (нет Г).
При прочих равных условиях - это ВЫЖИМКА из всего возможного спектра причин - ПЕРВОПРИЧИНЫ, некое абстрагирование от влияния всех остальных, вторичных причин. Ведь в жизни на самом деле , и А и Б и Г и В так или иначе имеют место в СТАТИСТИЧЕСКОМ смысле.
3)
Целеполагание:
А) устаревает продукция - анализ рынка потребления и конкурентоспособности своей продукции ( марка, дизайн , стиль, другой подход к рекламе и т.д)
Б) Брак - повышение квалификации кадров, возможно новая инженерная группа или новые технологии производства конкретных деталей (скажем двигателей) и т.д.
В) Ценовая политика конкурентов - тут ситуация СЛОЖНАЯ, воздействовать на конкурентов и на рынок потребителей так, чтобы остаться на плаву, ну и конечно же без существенного удара по прибыли (насколько это возможно)
Г) Если тупые менеджеры, то подобно Б - повышение квалификации менеджеров, возможно, реорганизация внутреннего документооборота, для его упрощения , ускорения, чтобы придать ему "прзрачность", уничтожение лишней бумажной волокиты и т.д.
4)
Выбор концепции достижения целей, ну тут самое интересное, ведь в пределе их всего две: Либо тихо и мирно со всеми договориться, либо СОЖРАТЬ неугодных.
А) Устаревает продукция -
либо модернизация себя
либо промывка мозгов рынку потребления на тему "наши Фольцвагены это идеал на ВЕКА и лучше быть не может!!!"
Б или Г) если сами кадры виноваты,
либо повысить КВАЛ.
либо уволить негодных и заменить на новые кадры.
В) Ценовая политика конкурентов. Самое интересное.
Можно и подчинится своим конкурентам, если у вас не хватает "пороха". Скажем продать контрольный пакет акций своим конкурентам и де - факто из хозяина отдельной корпорации превратится просто в одного из ведущих менеджеров своих бывших конкурентов, а там подобревшие "Дяденьки" будут брать вас в долю.
Если ПОРОХА хватает и вы достаточно влиятельны скажем на государственный аппарат страны в котором развернули свой бизнесс, ну тогда БУМ БУМ !!! Одних конкурентов через гос. аппарат, скажем задушить налогами, другим через местную мафию организовать перебой в постановке скажем резины для шин, третьему (самому стойкому в экономическом смысле) , на уровне информационного оружия, допустим взять порнофото ЗАФОТОШОПИТЬ так чтоб вылепить из такого враждебного директора ваще ПЕДОФИЛА и предъявить это толпе.
ну 5 - 7 стадии расписывать не буду, они естественно формируются в полном соответствии с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ формированием 1 - 4 пунктов.
Ну а по поводу, субъект, объект, среда.
Вы как директор кампании субъект управления, ваша компания и конкуренты - объект управления, Рынок потребителей - СРЕДА из которой черпается материально - информационноые ресурсы.
На 1 - 4 пунктах ФОРМИРУЕТСЯ соответствующая по содержанию СИСТЕМА управления. В которую в зависимости от от выбора этих 1 - 4 стадий ПФУ, входите ВЫ как директор (или как менеджер), ваши замы и советники , инженеры цехов или менеджеры по рекламам , крупные чиновники государства или корифаны организованной преступности, и т.д.
ГЛАВНОЕ ПОНЯТЬ что формирующаяся СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ее персональный состав и структура (иерархия господ и холопов внутри нее) ПОЛНОСТЬЮ определяется пунктами 1 - 4 ПФУ, особенно самым первым пунктом - адекватным выявлением первопричины.
[Вектор целей] - [вектор состояния] = [вектору ошибки (он основа для выработки решения)] + [вектор изменяемых параметров] + [вектор контролируемых параметров] + [вектор свободных параметров]
Люблю конкретные примеры:
Управление это взаимодействие субьект + объект + среда.
Субъект - тот кто управляет
Объект - тот или что чем управляют.
Вектор целей - то ЗАЧЕМ управляют.
Среда - то где и в каких условиях находится выше перечисленное (субъект, объект и цели)
Система управления - совокупность средств через которые субъект НЕПОСРЕДСТВЕННО воздействует на объект управления.
Прямая связь - воздействие субъекта на объект - собственно управление.
Внешняя обратная связь - информация поступающая из СРЕДЫ к субъекту управления (непосредственно или через систему управления, скажем если машина герметично закрыта а наблюдение не через окно а через камеру, как в танке)
Внутренняя обратная связь - информация о состоянии самого объекта управления (в данном случае кол - во бензина, скорость, температура двигателя и т.д. вся фигня, отображаемая на бортовом компьютере).
заимоотношение Субъект + объект + СРЕДА.
Среда может позволять управлять объектом со стороны субъекта а может и не позволять управлять и следовательно достигать поставленные цели данным способом невозможно.
Давайте поподробнее рассмотрим примеры срывов управления.
В цепочке [Субъект управления --- система управления --- объект управления]*СРЕДА (среда объемлет все)
Как видно срывов управления бывает 4 вида
Первый вид срыва был показан рисунком раньше - когда среда не располагает к управлению автомобилем (дорога обрывается глубокой лужей или жижей и машина вязнет)
Второй вид срыва управления - в субъекте управления, когда тот теряет управления объектом по субъективной причине (их тоже можт быть множество), но одна из самых распространенных - ИНВЕРСИЯ приоритетов. Сначала (левая колонка) он хотел домчаться побыстрее до больницы однако внезапно вспомнил что бак машин почти пустой - и РЕЗКО завернул в сторону заправки: т.е. резко поменялись приоритеты: на первом месте была больница - теперь заправка. Вследствие резкого изменения курса движения машина вылетела с обочины.
Конфликт управления со стороны двух и более субъектов, пытающихся каждый перехватить управление над объектом в случае расхождения целей разных субъектов. (в данном примере тот же конфликт приоритетов внутри векторов целей у разных субъектов.)
Последние два примера срыва управления
слева поломка колеса (части объекта управления) справа поломка руля (элемента системы управления).
Воздействие среды на объект и субъект а также воздействие субъекта и объекта на среду может быть самым разнообразным.
В данном примере среда воздействует на объект и субъект в виде дождя, а также другая часть среды (шлагбаум) не дает проехать что заставляет субъект непосредственно воздействовать на среду (пульт управления открывает шлагбаум)
В другом примере воздействие на среду (ее изменение) происходит за счет ресурсов самого объекта управления как например бульдозера, когда непроезжую местность можно выровнять для проезда по ней
расчистка просеки вдоль трассы:
Знание - власть
Картинка сейчас несколько не в тему, но уже давно хотел ее нарисовать. Суть думаю будет понятна толпо-элитаризм поддерживается за счет стратификации знаний и меры понимания , чем выше в иерархии тем больше понимаешь и больше общего видишь и меньше калейдоскопа и фактов не вписывающихся в картину мира.
Концептуальная власть (представленная на рисунке в виде Иерофанта и Звездочета) поддерживает монополию на абсолютные знания (библиотеку из книг) а толпо-элитарному обществу выдает некие фрагментарные знания в соответствии с их положением в пирамиде.
есть тут еще одно значимое умолчание - это принцип
"Кому надо тот поймет, а кому не надо тот и не поймет и это его проблемы". означающий что формально знания доступные элитам доступны и простонародью но В СИЛУ системы воспитания и образования (догадайтесь с трех раз кто ее создал) простонародье поймет только то что ей должно понять из новых знаний а элита всегда должна понимать больше, но меньше чем носители концептуальной власти...
Образное соотношение Внимания и Различения.
Внимание сканирует доступную информацию а Различение дает (либо не дает в силу его отсутствия) возможность ВЫЯВИТЬ новое неизвестное на фоне старого.
Внимание + Различение + Стереотипы
Первый рисунок соответствует первой стадии ПФУ (Полной функции управления)
Второй рисунок - второй стадии ПФУ.
Итак
Различение в данном примере - способность выделять на фоне всей информации (а в наше время на фоне всего информационного мусора) новую и УПРАВЛЕНЧЕСКИ значимую информацию...