Итак,
что удалось накопать по тамплиерамGérard de Sède- Les Templiers sont parmi nous, ou, L’Enigme de Gisors, Paris,1962
Жерар де Сед утверждал, что в его распоряжении имеются показания тамплиеров, данные в ходе процесса над орденом, согласно которым, в ночь перед арестом храмовников, из парижского Тампля, выехали несколько повозок груженых сеном, в которых и были спрятаны сокровища ордена.
Heinrich Finke, Papsttum und Untergang des Templerordens, Munster 1907, p. 337-339
Полный текст показаний храмовника
Жана де Шалона:
"Брат Жан из Шалона, тамплиер, пребывавший в доме [ордена] Немур, в диоцезе Труа, принеся присягу и получив такой же вопрос, как предыдущие, сообщил под присягой, что около семи лет назад был принят [в орден] в Буа, в бальяже Мерлан диоцеза Реймса, в часовне этого дома, в присутствии пяти братьев, возглавляемых братом Жильбером, тамошним прецептором. Он испросил хлеб и воду и то, что было необходимо для членства в ордене, и трижды покидал часовню по указанию прецептора, и, когда прецептор и остальные братья размыслили, а он настаивал на своей просьбе, прецептор ответил: «Сын, пойми, что ты просишь многого, так как не все, кто видит нас снаружи, знают, что мы делаем внутри. Много тяжёлого придётся тебе перенести и сотворить». Он наконец ответил, что божьим соизволением всё снесёт, и тогда сказал прецептор: «Мы решили принять тебя.» Он набросил на него [орденский] плащ, и Жана заставили поклясться на открытом молитвеннике, в послушании во всем, целомудрии и отречении от всякой своей выгоды, и, показав ему изображение Распятия в молитвеннике, испросили [его], верует ли он в Распятие, которое было представлено на этом изображении. Он ответил: «Истинно верую».
Прецептор сказал: «Тебе следует трижды отречься от того Христа, которого представляет это изображение, и плюнуть на его образ и крест. Он ответил, что ни за что этого не сделает. Прецептор стал ему угрожать, жестко сказал: «Ты являешь непослушание предписанному правилу?» И угрожал, что, если он не отречётся, его бросят на несколько дней в яму [ имеется в виду «каменный мешок»] близ Мерлана. Он сказал, что эта яма, или темница, настолько сурова, что никто не может долго прожить там, что он видел, как один человек, попав туда, прожил всего пять дней, что он сам некогда был стражем этой темницы, и, что в его время там от строгости погибли целых девять братьев. Так, побуждаемый угрозами и страхом, он трижды отрёкся от Христа устами, но не сердцем, в сердце же горько рыдал и страдал. Что касается поцелуев, он сказал, что поцеловал лишь один раз, так как в то время, как его принимали [в орден], туда вошёл граф де Гранпре, [в тексте Magno Prato , судя по всему, следует идентифицировать как Grandpré и речь идет о графе де Гранпре Жане II, сеньоре Божанси († 1314)] [приглашая] на трапезу, и прецептор прервал обряд и сказал: «Пойдёмте, сотрапезники, откушаем вместе, оставим это дело, чтобы завершить его в другой раз».
Впоследствии прецептор так и не потребовал его к себе. Он не знает, забыл ли прецептор об остальных пунктах обряда или был слишком занят. Сам же свидетель охотнейше покинул бы орден, если бы посмел и мог. Он пробыл в ордене шесть лет и более не получал приказов такого рода. Он также сказал, что некий пресвитер ордена, по имени Реджинальд, побудил более шестидесяти тамплиеров тайными письмами отречься от своих показаний. Его самого друзья, которых он не знает, и не может вспомнить, часто убеждали отречься. Он сказал, что исповедался в этом некоему капеллану ордена, и тот отпустил ему грехи, уверяя, что он может это делать, поскольку у Ордена есть на это право. Он также сказал, что в обычаи в ордене столь жестоки, что, если какой-нибудь прецептор ненавидит какого-нибудь брата и хочет предать его смерти, прецептор приходил к визитору (визитатору), точнее, к брату Жерару, прецептору Франции, и говорил, что этот брат непослушен. Тот же, получив крупную сумму денег, позволял схватить брата и поместить его в вышеназванную яму, в которой брат быстро погибал. Он видел, как там погибали многие, говоря, что единственная причина их смерти – взятка, и слышал от братьев ордена, что так делается. Он также сказал, что никого не принимают в орден, если он не сделает богатый дар, что он сам отдал за своё посвящение пятьсот ливров, и его товарищ, брат Робер де Мален, отдал столько же. Присутствовали же при его посвящении прецептор Жильбер, Жан де Vallecutone [идентифицировать это имя в данном написании мне не удалось], Реджинальд де Кормюзи, Пьер де Брие, Тьерри Младший, и в их присутствии, побуждаемый ими, он отрёкся от Христа и был уверен, что его принудили бы ещё ко многим вещам, если бы тогда не пришёл граф.
Он также сказал, что они подают мало милостыни и многое поданное в качестве милостыни берут себе. Пока он был в ордене, он не видел, чтобы кто-либо в капитуле получил выговор. [Храмовники] неосмотрительно злоупотребляли папскими предписаниями и указаниями, и в некоей прецептории имеют клириков, которые многих взбудоражили или потрясли. Он сказал, что могущественные лица ордена, предвидя беспорядок, бежали, что он встретил брата Жерара де Вилье, который вёл пятьдесят лошадей, и слышал, как говорили, что тот вышел в море с восемнадцатью галерами, а брат Юг де Шалон сбежал со всеми сокровищами брата Юга де Пейро.
Будучи спрошен, как удалось так долго держать это в тайне, он ответил, что никто ничего не решался открыть, пока папа и король не открыли им дорогу, так как, если бы в ордене стало известно, что кто-то заговорил, этот человек тотчас же был бы убит. Он сказал, что был прецептором Немура во время пленения, а ранее – прецептором Мармота. Будучи спрошен о том, как он узнал, что брат Реджинальд побуждал тамплиеров отрекаться от своих признаний, он ответил, что тот писал ему и другим братьям свинцовым карандашом на пергаменте, что, если они будут стоять на своем, орден погибнет. Поэтому он призывал их отречься, а свидетель и другие братья говорили: «Как мы отречёмся от правды? Мы не можем возразить против того, в чем мы исповедовались, так как были [ранее] нетвёрды в вере». Другие говорили: «Мы вечно будем в смущении, если не отречёмся». А сам свидетель говорил: «Предпочитаю вечно пребывать в бесчестии, чем погубить свою душу отречением от подлинной веры,» – а также сказал, что брат Реджинальд должен был сделать так, что бы декан Лангра добился отказа от признаний сделанных его братом – великим магистром." [перевод с латыни выполнен Екатериной Лобковой]
Он сказал, что могущественные лица ордена, предвидя беспорядок, бежали, что он встретил брата Жерара де Вилье, который вёл пятьдесят лошадей, и слышал, как говорили, что тот вышел в море с восемнадцатью галерами, а брат Юг де Шалон сбежал со всеми сокровищами брата Юга де Пейро.
Теперь разберем, что же Жан де Шалон говорит о пропавших сокровищах. Как человека непосредственно участвующего в операции по эвакуации орденских ценностей или даже руководящего ею, он называет храмовника Юга де Шалона. Что нам известно об этом человеке? Это был достаточно знатный рыцарь-тамплиер, его рыцарское достоинство постоянно подчеркивается в документах процесса, где после его имени обязательно стоит – miles или milite [т.е. «рыцарь» см. например Procès, TI, p. 406-407, TII, p. 265-266] . Кроме того, он являлся близким родственником самого Юга де Пейро – великого визитора [генеральный инспектор с широчайшими полномочиями – полномочный представитель Великого Магистра, по сути, второе лицо в орденской иерархии] ордена тамплиеров. Степень родства доподлинно неизвестна, одни документы говорят, что он был его племянником, другие, что приходился дядей другому племяннику Юга де Пейро Пьеру де Моди. [Malcolm Barber — The Trial of the Templars, Cambridge University Press, 2006, p. 61, 323] Судя по всему, он вступил орден в районе 1290 года, поскольку, один из документов процесса упоминает о его нахождении в командорстве Во (Vaulx, domus templi de Vallibus) за шестнадцать лет до процесса. [Heinrich Finke, Papsttum und Untergang des Templerordens, Munster 1907, p. 359] В разное время он являлся наставником крупнейших бургундских командорств ордена Тор (domus de Val Tor, templi de Tauris) и Эпайли (preceptor de Spalhi). При этом он лично проводил церемонии приема в орден и в более мелких командорствах ордена. [Konrad Schottmüller, Der Untergang des Templer-Ordens, Berlin. 1887, TII, p. 170; Anne Gilmour-Bryson, The Trial of the Templars in Cyprus, a complete English edition, Leiden: Brill, 1998, p. 82-83] Интересно, что в ходе процесса прозвучали обвинения не только в еретическом характере этих церемоний, но и в том, что Юг де Шалон был крайне жаден и скуп и даже практиковал прием в орден за деньги. [Procès, TI, p. 591]
Однако, при всем этом, его деятельность мало напоминала жизнь обыкновенного провинциального орденского наставника. Его имя указано среди нескольких наиболее известных храмовников принимавших участие в генеральном капитуле ордена в Париже, а в 1302 году именно он был послан с дипломатической миссией к папе Бонифацию VIII [Ален Демурже — Жак де Моле, Евразия, СПб, 2008, р. 234 ]. В этой части показания Жана де Шалона действительно похожи на правду, тем более, что сам факт бегства Юга де Шалона подтверждается и другими документами. О том, что Юг де Шолон бежал, сообщил в своих показаниях Пьер де Моди, другой родственник Юга де Пейро, кстати, также бежавший, но вскоре пойманный [Procès, TII, p. 265-266]. Об этом же сообщил в своих показаниях и другой храмовник – Рауль де Таверни [Ibid, TI, p.628]. Также, как о сбежавшем и ныне здравствующем, говорит о нем в своих показаниях тамплиер Умбер де Сен-Жорж [ Ibid, TII, p.352]. Кроме того, факт бегства Юга де Шалона подтвержден королевским архивариусом Пьером де Этампом [Edgard Boutaric, Clément V, Philippe le Bel et les Templiers, Paris, Victor Palme, 1874, p. 7], который составил по этому поводу пояснительную записку [Heinrich Finke, Papsttum und Untergang des Templerordens, Munster 1907, p. 74], где привел список из двенадцати сбежавших от правосудия храмовников, включив туда и рыцаря Юга де Шалона [подробнее об этом списке в Эдуард Заборовский, Двенадцать сбежавших храмовников, Templarhistory.RU, 2010]. После смерти архивариуса Филиппа Красивого Пьера де Этампа собрание документов о процессе над храмовниками, которое он оставил после себя, было конфисковано и передано в королевские архивы. Ныне оно находится в фондах Французской национальной библиотеки (BNF) под грифом Latin 10919.
Среди документов из этого хранения есть еще одна чрезвычайно интересная, но, к сожалению, чрезвычайно краткая пояснительная записка, написанная Пьером де Этампом. В ней он сообщает, что рыцарь Юг де Шалон вместе с некоторыми сообщниками замышляли… убить короля Франции Филиппа Красивого! [Heinrich Finke, Papsttum und Untergang des Templerordens, Munster 1907, p. 75] Более того, орден храмовников или его часть, названы в этом документе сектой! На основании каких именно свидетельств королевский архивариус сделал такую запись неизвестно, ни один другой существующий ныне документ таких сведений не содержит. Однако, нет никаких оснований не доверять этому источнику, документальные свидетельства могли быть утеряны, а могли быть и намерено уничтожены по различным причинам. Что же касается рыцаря Юга де Шолона, то следует констатировать, что он явно со всех точек зрения идеально подходил для тайной миссии по эвакуации орденских средств.
Но, во фразе о сокровищах, которые сопровождал Юг де Шалон, также упоминаются брат Жерар де Вилье и восемнадцать уплывших галер, причем, судя по тому, как составлена эта фраза, эти события напрямую взаимосвязаны. Храмовник Жерар де Вилье, пожалуй, одна из наиболее таинственных фигур связанных с процессом против тамплиеров. Доподлинно неизвестно из какого именно рода Вилье он происходил – в ордене было достаточно много людей носивших это имя. Были аквитанские Вилье, были Вилье из Пикардии, существовал даже полный тезка — храмовник Жерар де Вилье из Фландрии. Однако, я полагаю, что бывший магистр Франции Жерар де Вилье происходил из бургундского рода Вилье-ле-Дюков. Собственно, все окружение визитора Юга де Пейро состояло именно из бургундцев, а Жерар де Вилье несомненно был его креатурой. Он вступил в орден примерно в 1295 году и первоначально занимал пост лейтенанта (т.е. адъютанта, помощника) Юга де Пейро, который, в то время, совмещал пост визитора с постом магистра Франции. По видимому, он более чем удачно справлялся со своими обязанностями и в 1300 году Юг де Пейро назначил его на высочайший пост наставника Франции. Эта должность была не только политической: Жерар де Вилье получил в свои руки рычаги экономического и финансового управления – его подпись стоит на множестве документов касающихся хозяйственных сделок, которые он заключал от имени крупнейших бальяжей ордена.
Однако, в 1307 году дело принимает странный оборот: дело в том, что последний документ о магистре Франции Жераре де Вилье датирован февралем 1307 года, то есть, за восемь месяцев до ареста тамплиеров, далее, в роли наставника Франции, вновь выступает Юг де Пейро. Получается, к моменту арестов Вилье уже не занимал этот пост, но, что же с ним случилось? Логично предположить, что он мог быть убит или умер, но показания Жана де Шалона это опровергают. Это опровергает и записка королевского архивариуса Пьера де Этампа из хранения Latin 10919, со списком сбежавших храмовников, где не просто указано, что Жерар де Вилье сбежал, но и сделан намек на то, что он сбежал во главе вооруженного отряда! Что на самом деле произошло с бывшим магистром Франции покрыто тайной, возможно, он был по каким то неведомым причинам отстранен от своей должности Югом де Пейро, а возможно, был неплохо информирован о планах короля Филиппа Красивого и предпочел исчезнуть задолго до арестов.
Однако, помимо показаний Жана де Шалона, существует, по крайней мере, еще один документ, говорящий о том, что тамплиеры действительно прятали свои деньги. Впервые он был опубликован почти сто лет назад, однако, он был приведен в достаточно малоизвестной работе, да к тому же посвященной совсем не тамплиерам, а такой скучной теме как счета королевского двора. Это сыграло с документом злую шутку – историки ордена его попросту не заметили! А между тем, это очень любопытный и показательный документ. Важно и то, что правдивость содержащихся в нем сведений весьма сложно опровергнуть, ведь это не протокол с показаниями, которые могли быть выбиты под пыткой, это финансовый, я бы даже сказал, бухгалтерский документ. Ниже, я привожу его полностью, как его привел известный французский историк Жан-Бернар де Вевр повторно опубликовавший его в 2005 году [Jean-Bernard de Vaivre — La commanderie d’Epailly et la chapelle Templiere, Memoires de l’Academie des Inscriptions et Belles-Lettres, t. XXXIII, Paris, Diffusion De Boccard, 2005].
Отрывок из второго журнала Палаты, в котором идёт речь о передаче казны братом Югом де Пейро, некогда визитором Храма, брату Пьеру Годе, некогда командору домов Дормель и Бовуар рядом с Море Опубликован в « Registres perdus des archives de la chambre des comptes de Paris »[«Утраченные реестры архивов счётной палаты Парижа».], Ch.-V. LANGLOIS, éd., Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque nationale, t. XL, Paris, 1917, p. 55-367.
"В этот день пришёл монсеньор Гийом Клинье [Гийом Клинье был администратором-хранителем спорного имущества Храма, как это явствует из Инвентаря старинных королевских счетов, составленного Робером Миньоном в правление Филиппа Валуа — l’Inventaire d’anciens comptes royaux dressé par Robert Mignon sous la règne de Philippe de Valois, éd. Ch.V. LANGLOIS, Paris, 1899, p. 335. (примечание Ж-Б де Вевра)], для того, чтобы отчитаться о нескольких поручениях, которые он выполнил. И сказал вышеназванный Гийом Клинье, из того, что он вспомнил, следующие вещи. А именно, что брат Юг де Пейро, некогда визитор Храма, из Монлери, где он находился под охраной, сказал ему, что он отдал на хранение небольшой ларец одному брату, который звался брат Пьер Годе, некогда командору домов Дуаньель (sic — Дормель) и Бове рядом с Море, и в этом сундуке было XII xx (240) золотых флоринов a la chaiere [Тип золотой монеты в средневековой Франции (прим. пер.).].
Кроме того, триста флорентийских флоринов,
Кроме того, сто сорок девять малых королевских флоринов, по цене флорентийских,
Кроме того, пятьсот флоринов в слитках,
Кроме того, двадцать ливров, 17 су, 6 денье турских грошей старого серебра.
И когда вышеуказанный брат Пьер Годе узнал, что тамплиеры должны быть арестованы, он принёс сундук в Море [сейчас это Moret-sur-Long] к бедному рыбаку по имени Этьен Пето; и вышеназванный Этьен Пето взял его и положил под свою кровать. И когда тамплиеры были арестованы, примерно через пятнадцать дней, мессир Филипп Бетизи, лейтенант Гийома де Анже, бывшего в то время байли Санса, объявил по всему бальяжу, что те, у кого есть какое-либо имущество Храма, должны его ему принести. И когда вышеназванный Этьен Пето и его жена услышали этот призыв, они сказали тем, кто его делал, что они хранят сундук вышеназванного Пьера Годе, но что они не знают, что находится внутри этого сундука; и когда вышеназванный мессир Филипп узнал об этом, он пошёл за этим сундуком и принёс его к себе домой, и открыл его в присутствии вышеуказанного Этьена Пето, его жены и некоторых достойных людей; и там были обнаружены монеты, именно такие, как это описано выше. И стало известно благодаря счетам бальяжа Санса, как вернул их вышеназванный мессир Филипп " [перевод со старо-французского специально для данной статьи выполнен д-ром Борисом Романовым]
Данный документ неопровержимо свидетельствует, что храмовники, по крайней мере в этом конкретном случае, пытались спрятать свою наличность от королевских эмиссаров.
Источник: http://templi.ru/blog-zaborovskij-sokrov-tampl-mif/
==================================================
М.Байджент, Р.Лей, Г.Линкольн
Священная загадка
(фрагменты)
В 1139 году [23] булла папы Иннокентия II, бывшего монаха-цистерцианца из Клерво и протеже святого Бернара, дарует тамплиерам значительные привилегии: орден, находящийся под исключительной опекой Его Святейшества, может быть распущен только самим папой. Иными словами, впредь он становится независимым от любой власти – светской или церковной, принца, короля или прелата, политической или религиозной. Таким образом, орден Храма вполне мог стать в будущем международной автономной империей, государством, не отчитывающимся ни перед кем, кроме самого себя, – в этом вначале проявлялась их сила, но это было также весьма двусмысленно.
В течение двух следующих десятилетий, после совета в Труа, орден подвергается настоящей экспансии, как в отношении численности – ибо он привлекал младших сыновей всех знатных семей Европы, – так и в отношении богатства. Дары в виде денег, земли и других ценностей не переставали поступать изо всех уголков Христианского мира, так как вслед за Гуго де Пейном все рыцари были обязаны отдать ордену все, чем они владели.
Вот таким образом, очень естественно и в короткий срок орден тамплиеров становится обладателем внушительных территорий во Франции, Англии, Фландрии, Испании и Португалии; вскоре к ним присоединяются земли в Италии, Австрии, Германии, Венгрии, а также в Святой Земле и на Востоке. Короче, ни один из Рыцарей лично не был богат, ибо он исполнял обет бедности, но от имени ордена они принимали все, что им приносили в дар.
Прошло сто лет, в течение которых орден Храма становится могущественным поистине в международном масштабе.
Он втягивается во все дипломатические акции, имеет дело со знатью и монархами различных дворов Европы, осуществляет свою власть в Святой Земле и в Англии, пытается помирить Генриха II Плантагенета с его архиепископом Томасом Беккетом; в лондонском парламенте он представлен своим великим магистром, который вместе с королем Иоанном Безземельным будет присутствовать при подписании Великой Хартии [24]. Короче говоря, он заставляет весь Христианский мир прислушиваться к своему голосу более внимательно, нежели к голосам разных приоров и аббатов. Таким образом, когда в 1252 году Генрих III Английский осмелился бросить вызов тамплиерам и пригрозил им конфискацией имущества, от великого магистра последовал ответ, который своей смелостью заставляет поразмыслить о действительном могуществе ордена. Судите об этом по следующему диалогу:
«Вы, тамплиеры… – резко говорит король, – имеете столько свобод и хартий, что ваши безграничные возможности наполняют вас гордыней и наглостью. То, что вам было так неосмотрительно дано, должно быть предусмотрительно взято обратно, и то, что вам было по неосторожности пожаловано, должно быть продуманным образом отобрано».
На эти слова последовала уничтожающая реплика великого магистра:
«Что говоришь ты, о король! Неуместные слова твои больно слышать. Пока ты будешь справедлив, ты будешь царствовать; но если ты нарушишь справедливость, ты перестанешь быть королем!» [25]. ( Daraul, «Histoty of Secret Societies», с. 46 и cл. Но автор не упоминает источник.)
Но это еще не все, так как к военным действиям, дипломатии и политическим интригам тамплиеры добавляют еще одну имеющую немаловажное значение деятельность – банковскую.
Благодаря прочной сети командорств – в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, – покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам – то есть, все те операции, которые осуществлялись с большим риском и одними только итальянцами. Таким образом, положенные в одну из крепостей деньги можно было получить в другой по предъявлении квитанции с печатью ордена, которую ставили в момент вклада.
Монархи, принцы, частные лица, ювелиры и торговцы становятся клиентами и должниками этих новоявленных банкиров, первых «биржевых маклеров» нашей цивилизации и – а почему бы и нет? – изобретателями чеков, которыми мы сегодня пользуемся [26].
Наконец, тамплиеры играют важную роль в интеллектуальной жизни эпохи. Открытые мусульманской и иудейской культуре, они были открыты новым наукам и новым идеям, также как и новым формам познания, и обладали монополией на самые лучшие и передовые технологии века. Оружейники, кожевники, каменотесы, топографы, архитекторы и военные инженеры, они принимают участие в создании карт, в прокладке дорог, в мореплавании. У них свои собственные порты, судостроительные верфи, а их флот – торговый и военный – один из первых, который начал использовать магнитный компас. Будучи солдатами, они получают самые различные раны и болезни, и поэтому они применяют наркотические вещества, содержат в своих собственных госпиталях собственных врачей и хирургов, и в качестве гигиенических материалов, а также против некоторых нервных заболеваний используют самые современные средства. Вот краткое и в общих чертах изложение деятельности рыцарей Храма; они богаты, могущественны и умны, им удается все, что они предпринимают – качества, быстро порождающие грубость, жадность и развращенность. Увы, это как раз случай нашего «братства»: выражение «пить» или «ругаться как тамплиер» датируются именно той эпохой и останутся навсегда. Настойчиво поговаривали и о более серьезных вещах: что орден принимает и отлученных от Церкви рыцарей…
В то время как в Европе складывается вот такой двусмысленный образ солдат Христовых, положение в Святой Земле значительно ухудшается.
Положение продолжает ухудшаться в течение всего следующего века, и в 1291 году заморское королевство было окончательно потеряно.
Тогда рыцари в белых плащах пытаются жить на острове Кипр, но, лишенные Святой Земли, то есть своего «смысла существования», и при отсутствии страны, где жили бы неверные, они отказываются от своего замысла и обращают взор к Европе в надежде там найти своему существованию хоть какое-нибудь оправдание.
За сто лет до этого
тамплиеры руководили созданием другого, также полувоенного, полурелигиозного ордена – ордена Тевтонских рыцарей. На Ближнем Востоке их было немного; в середине XIII веке они предпочли обосноваться у северо-восточных границ Христианского мира и создать там свое независимое государство – Ordenstaat, которое тянулось от Пруссии до Финского залива и территории,
принадлежащей ныне России.
Как видно, французский король тщательно продумал весь план. Частично благодаря шпионам, которых он внедрил в ряды тамплиеров, частично благодаря разоблачениям одного командора-ренегата, он составил список обвинений, который позволит ему нанести ордену роковой, действенный и окончательный удар; потом он распространил по всей стране запечатанные приказы об аресте, которые будут вскрыты одновременно на рассвете в пятницу, тринадцатого октября 1307 года. В этот день все французские тамплиеры будут арестованы и заключены в тюрьму, их имущество – конфисковано, на командорства наложен королевский секвестр. К несчастью, хотя эффект внезапности, рассчитанный королем, превосходно удался, огромное богатство, которое он надеялся заполучить, от него ускользнуло: он не смог нигде его найти, и знаменитое «сокровище тамплиеров» заняло свое место в длинном перечне великих загадок Истории.
Но было ли наступление Филиппа Красивого действительно неожиданным, или все же тамплиеры были вовремя предупреждены? Известно, например, что незадолго до своего ареста великий магистр Жак де Молэ сжег все работы и предписания, касающиеся его ордена; со своей стороны, парижский казначей, словно предчувствуя неизбежную катастрофу, открыто признал «очень благоразумным» выход из ордена всех рыцарей, которые возымели такое желание. Наконец, в этот же самый момент все командорства Франции обошел приказ, запрещающий давать какую-либо информацию об обычаях и ритуалах рыцарей.
Короче говоря, были ли тамплиеры предупреждены о надвигающихся событиях или же они сами обо всем догадывались, но они предприняли ряд вполне определенных мер предосторожности [29]. В то время, как одни дают себя арестовать, не оказывая ни малейшего сопротивления, как будто они получили на этот счет инструкции, другие, принадлежащие, возможно, к ближайшему окружению орденского казначея, умело организуют исчезновение архива и документов. Ходили слухи, согласно которым сокровище ордена было вынесено из парижского командорства ночью накануне арестов, потом на телегах перевезено на берег моря, может быть, в Ла-Рошель, морскую базу ордена, и там погружено на восемнадцать галер, о которых больше никто и никогда не слышал. Если неизвестно, насколько эти слухи достоверны, то, следуя логике вещей, нужно констатировать, что флот тамплиеров ускользнул от короля, ибо не существует ни малейшего намека, позволяющего предположить, что такая добыча была когда-либо найдена… Корабли исчезли вместе со своим таинственным грузом, который тоже войдет в легенду [30].
(Когда офицеры, в обязанности которых входили аресты, сопровождаемые лично королем, проникли в парижский Тампль в 1307 г., они не нашли ни денег ордена, ни каких-либо документов. Казначеем тогда был Гуго де Перо, а наставником – Жерар де Вилье. В 1308 г. семьдесят два тамплиера из Пуатье должны были давать свидетельские показания самому папе (цифра приведена в булле Faciens misericordam). Не все свидетельские показания дошли до нас; большое их число исчезло, вероятно, в то время, когда секретные архивы Ватикана, включающие полное собрание документов, относящихся к ордену Храма, прибыли в Париж по приказу Наполеона. Сумятица тогда была такая, что можно было увидеть торговцев, использующих самые ценные документы для упаковки своих товаров. Тридцать три свидетельских показания рыцарей из Пуатье были опубликованы немецким историком Конрадом Шоттмюллером в 1887 г., а шесть других – Генрихом финке в 1907 г. Среди последних фигурирует любопытное заявление Жана де Шалона, согласно которому Жерар де Вилье, узнав о приказе об арестах, сбежал из Тампля в сопровождении пятидесяти рыцарей, затем вышел в море на восемнадцати галерах, принадлежавших ордену. Гуго де Шалон, добавлялось в заявлении, уехал, прихватив все ценности Гуго де Перо. Когда его допрашивали, Жан де Шалон ответил, что никто не говорил об этом, так как тамплиеры хранили свою тайну из страха быть убитыми. Эти факты кажутся правдоподобными. В самом деле, когда рано утром 13 октября тамплиеры были арестованы, кое-кто из них отсутствовал и был посажен в тюрьму лишь несколько дней спустя. Среди них находились Жерар де Вилье и Гуго де Шалон.)
Шотландию, воюющую в то время с Англией, мало заботят все эти события. Папская булла, ликвидирующая орден тамплиеров, никогда не была там ратифицирована, и многие английские и французские тамплиеры смогли найти в Шотландии надежное убежище. В 1314 году они будут сражаться вместе с Робертом Брюсом в битве при Баннокберне и, согласно легенде, засвидетельствованной Историей, в течение следующих четырех веков они создадут на шотландской земле солидную общину.
В Германии они угрожают взять в руки оружие, и их объявляют невиновными. Когда орден был официально ликвидирован, они рассеялись среди госпитальеров Святого Иоанна и тевтонских рыцарей. Так же было и в Испании, а в Португалии тамплиеры меняют имя и становятся Рыцарями Христа; вплоть до XVI века они будут активно участвовать в мореплавании. Вспомним, кстати, что Рыцарем Христа был Васко да Гама, и что Генрих Мореплаватель, корабли которого плавали под парусом с большим «лапчатым» красным крестом, был великим магистром ордена. Под таким же крестом, впрочем, три каравеллы Христофора Колумба пересекут Атлантику и завоюют Новый Свет, а его жена была дочерью бывшего Рыцаря Христа, да и сам Колумб имел доступ к документам и картам своего тестя.
==================================================
Российское командорство тамплиеров отстаивает версию переезда в Москву всех сокровищ ордена, вывезенных в XIV веке верными людьми-пилигримами. Ведь все попытки отыскать следы сокровищ тамплиеров в Западной Европе окончились безуспешно. И вот оказывается, в одну из ночей перед волной арестов сокровища (тамплиеров) были вывезены из Парижа и доставлены в порт Ла-Рошель, где погружены на 18 галер, отбывших в "неизвестном направлении". А в 1307 году Юрий Данилович Московский находился в Новгороде, где вместе с новгородским архиепископом и всеми людьми встретил заморских калик (странников-пилигримов), прибывших на 18 набойных насадах (парусно-гребной корабль со сплошной палубой). Калики привезли "несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные", чем поклонились князю Юрию, владыке и всем людям; затем мореходные странники пожаловались встречавшим на "всю неправду князя галлов и папы". Вот это да!
Как раз после разгрома ордена во Франции с 1307 по 1340 год Москва из скромного уезда превращается в великое княжество. И неслучайно, мол, с 1325 года Москва становится столицей Русской церкви, местом постоянного пребывания митрополита всея Руси. Авторы смелой теории утверждают, что, прежде чем стать столицей светского государства, Москва длительное время была опорным пунктом, или комтурством, тамплиеров. Из летописей известно, что с 1305 по 1314 год имел место массовый приезд в Москву служилых людей. Эти рыцари ("на коне в доспехе полном") приезжали из орды, из Литвы и "от немец" и были как раз тамплиерами, сбежавшими от инквизиции и французского короля.
Чтобы увидеть следы тамплиеров в Москве, достаточно дойти до стен Свято-Данилова монастыря. На первом ярусе надвратной церкви обнаруживаются лепные розетки в форме гербов тамплиеров - белая квадратная рамка, четыре кольца срезают углы квадрата, в центре шестилепестковая роза.
Герои сражения на Куликовом поле монахи Ослябя и Пересвет - и те тамплиеры! Если посмотреть могильную плиту Пересвета и Осляби в Симоновом монастыре в Москве, то обнаруживаются те же кресты - символы ордена Тампля.
Свято-Данилов монастырь так же украшен символикой храмовников.
========================================================
Многочисленные статьи Дмитрия Николаевича Зенина о тамплиерах весьма логичны, хотя и не официальны.
http://samlib.ru/z/zenin_d_n/